Дифференцированное назначение времени реакции водителя

Анализ аварийности на дорогах Краснодарского края и Саратовской обл. показал, что в пересчете на 100 дней с температурой воздуха 16-23°С возникает 88 дорожно-транспортных происшествий. Если она выше 27°С, то совершается 238 ДТП. Высокая температура воздуха, особенно выше 27°С, ухудшает психофизиологическое состояние водителя, снижает его производственные возможности, что надо учитывать, проектируя дороги и организацию движения в районах с жарким климатом. Исследования проф. Е. М. Лобанова подтверждают правомерность дифференцированного назначения времени реакции водителя, в различных условиях. Целесообразно разработать расчетные значения времени реакции для каждого региона с характерными погодно-климатическими условиями. Наиболее благоприятные условия движения наблюдаются, когда температура воздуха около 20°С, поэтому за эталонные нами приняты условия движения при указанной температуре в сухой летний период при отсутствии ветра, тумана и других неблагоприятных метеорологических факторов. Конструкции современных автомобилей позволяют защищать от непосредственного влияния метеорологических факторов многие важные их узлы. В современных автомобилях водитель практически защищен от прямого воздействия солнечной радиации, температуры воздуха (особенно отрицательной), осадков, ветра, метелей, гололеда.

Наибольшее воздействие метеорологических факторов на режим движения оказывается через восприятие водителем состояния поверхности дороги и через взаимодействие автомобиля с дорогой, поскольку защитить ее от прямого влияния метеорологических факторов не представляется возможным. Соответственно можно выделить две группы показателей качества поверхности дороги, важные для движения автомобилей: геометрические параметры, четкость очертания элементов дороги (проезжая часть, краевые полосы, обочины), различие их внешнего вида; прочность дорожной одежды, ровность, коэффициенты сцепления и сопротивления качению.