Интенсивность транспортного потока

В проектировании дорог, при решении задач эксплуатации дорог и организации движения часто оперируют с часовой интенсивностью движения. В дальнейшем под подразумевается интенсивность по одной полосе движения (по левой полосе, по правой и т. п.). Состав движения отражает процентное содержание в потоке определенных типов автомобилей: грузовых, автобусов, легковых. Для грузовых автомобилей существует дополнительная дифференциация по грузоподъемности. В настоящее время благодаря работам авторов и других исследователей по составу движения, можно характеризовать транспортный поток по скоростным качествам. Для того чтобы представить такую взаимосвязь, рассмотрим скорость некоторого автомобиля при движении его через определенный поперечник дороги. Общеизвестна теоретическая зависимость максимальной скости от суммы дорожных сопротивлений, предложенная акад.. Чудаковым.

Однако в реальных условиях максимальная скорость не реализуется в силу целого ряда причин, которые зависят от технического состояния автомобиля, дорожных условий и психофизических свойств водителя. Поэтому для большего приближения технических расчетов к реальным условиям необходимо пользоваться не максимальными скоростями, а данными статистической обработки фактических скоростей при различной дорожной обстановке. По воздействию на скорость движения составляющие дорожной обстановки можно разделить на две группы: составляющие дорожных условий, влияние которых на скорость отдельных автомобилей определяют закономерностями движения одиночных автомобилей (продольный уклон, ровность и шероховатость проезжей части, коэффициенты качения и сцепления и т. п.) и психофизическими свойствами водителя; составляющие дорожных условий, влияние которых на скорость отдельных автомобилей происходит вследствие определенных процессов взаимодействия автомобилей в потоке. К этим составляющим необходимо отнести интенсивность и состав потоков.