Измерения модуля упругости земляного полотна

В начале это был уплотненный грунт (слой е), на котором в начале мая измерили плотность. Затем устроили глинисто-гравийное основание толщиной 27 ем (слой д), песчано-гравийный подстилающий слой толщиной 20 см, уложили щебень толщиной 20 см (слой в), асфальтобетон б толщиной 6 см и поверхностную обработку а. Были проведены вторичные измерения в начале и середине августа. За это время произошло увлажнение и высушивание грунта, что четко обнаруживается по кривым. Это же обстоятельство привело к изменениям скорости звука на глубине в 1 и 1,5 м. Как видно, результаты измерений в разные сроки хорошо совпали. Этот пример показывает, что акустические методы позволяют контролировать качество дорожно-строительных работ на любом этапе и в процессе эксплуатации дорог. В заключение следует привести еще два очень важных результата использования акустических методов контроля качества. Это испытание уплотняемого грунта (песок) с помощью волн Рэлея и волн Лява. На рисунке отложены значения скорости обоих типов волн в зависимости от частоты колебаний или (что то же самое) от длины волны. Ясна разница в скоростях волн в уплотненном и неуплотненном грунтах и, что самое главное, это различие растет с уменьшением длины волны.

Из этого следует, что по мере приближения к поверхности (для коротких волн или высоких частот) точность методов повышаете, поэтому для верхних слоев дорожных одежд можно более точно определить степень уплотнения. Это, в свою очередь, представляет больший интерес для контроля качества верхних, наиболее ответственных элементов конструкций дорожной одежды.