Методы и организационные формы сборки

Для этой же цели роль компенсатора можно придать какой-либо из деталей узла, например, детали. Тогда требуемые зазоры могут быть получены за счет пригонки или обработки по месту одного из ее торцов. Очевидно, что введение специальной шайбы-компенсатора позволит все детали узла выполнять по конечным размерам.

Вместо целой шайбы можно применить набор тонких шайб — прокладок определенной толщины и вместо пригонки — обработки компенсатора — подобрать для данной комбинации размеров нужное число прокладок так, чтобы получить требуемую величину зазора на замыкающем звене А. Такие составные компенсаторы находят себе широкое применение в серийном и массовом производстве; при их использовании избегают трудоемких слесарных работ и т. д. Размер компенсатора (в данном случае толщину) определяют либо заранее расчетом, зная допуски всех деталей узла, либо в процессе сборки — на ощупь. В последнем случае при помощи щупов, вставляемых между контактирующими поверхностями деталей узла, находят на ощупь зазор, соответствующий правильным условиям работы узла (например, легкость проворачивания при малом продольном люфте и т. п.). Подвижные или регулируемые компенсаторы представляют собой соответственные звенья цепи.

В этом случае конструкция узла усложняется тем, что туда вводят специальные детали — подвижные компенсаторы в виде клиньев или винтовой пары или же в виде передвижных деталей со стопорными винтами и установочными шпильками.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: