Модули упругости материалов

Если по экономическим, конструктивным или другим соображениям признано целесообразным устроить основание из нескольких слоев различных материалов, рекомендуется следующая последовательность расчета: а) назначают толщину нижнего слоя исходя из конструктивных соображений или в результате расчета по условию водоотвода либо водопоглощения; б) определяют, пользуясь модуль упругости на поверхности нижнего слоя; в) вычисляют по толщину слоя, зная модули упругости на верхнем слое основания, на нижнем слое и модуль материала. Модули упругости материалов, применяемых для устройства слоев дорожной одежды, целесообразнее во всех возможных случаях устанавливать для данных конкретных условий экспериментально. Особенно это важно при использовании местных материалов, ранее мало применявшихся в городском дорожном строительстве данного района. Ориентировочные значения модулей упругости материалов в конструкциях дорожных одежд могут приниматься в соответствии с данными справочников. Дорожную одежду необходимо запроектировать таким образом, чтобы ни в одном из ее слоев не было нарушения предельного равновесия по сдвигу.

Практически такие нарушения могут возникнуть лишь в грунте земляного полотна или в песчаном слое основания. Поэтому необходимо, чтобы активное напряжение сдвига, возникающее от подвижной нагрузки и веса вышележащих конструкций, в подстилающем грунте и слабосвязных материалах конструктивных слоев одежды не превысило бы сопротивление сдвигу в этих слоях. Условие предельного равновесия в какой-либо точке грунтового массива под центром осесимметричной нагрузки выражается следующей зависимостью: Общую толщину дорожной одежды, а также толщину слоев, расположенных выше песчаного слоя основания по условию равновесия на сдвиг, рассчитывают при помощи специальных номограмм.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: