Обеспеченность расчетной скорости

Расчеты показывают, что при гололеде легковые автомобили могут буксовать на подъемах с уклонами 20-40%о, а грузовые на подъемах с уклонами 30-60%о. После этих проверок определяют коэффициент обеспеченности расчетной скорости в различные периоды года на участках с рекомендуемыми продольными уклонами. Обеспеченность расчетной скорости целесообразно проверить также при разных состояниях покрытия на участках, где продольные уклоны совпадают с кривыми малого радиуса. Окончательное решение о размере допустимого продольного уклона принимают на основании технико-экономических расчетов. Продольный уклон и расход топлива. Продольный уклон существенно влияет на расход топлива как при движении автомобиля на подъем, так и на спуск. Используя уравнение мощностного баланса автомобиля, можно получить формулу для определения расхода топлива (в литрах на 100 км пробега). Анализ уравнения показывает, что при движении на подъем расход топлива возрастает пропорционально величине уклона.

На спусках с небольшим уклоном или на коротких участках спуска движение осуществляется, как правило, с использованием тягового усилия, и экономии топлива можно достигать только уменьшением суммы дорожных сопротивлений. При небольшом уклоне автомобиль также может двигаться накатом с установившейся скоростью и выключенным или отключенным двигателем, и расход топлива будет минимальным. На спусках с большим уклоном и значительной длины автомобиль начинает двигаться с ускорением, водитель вынужден тормозить двигателем путем включения низших передач. Уклон, преодолеваемый таким образом, Движение на затяжных спусках можно характеризовать лишь средним (условным) режимом, так как на таких спусках очень велик период начального торможения.