«Отрыжка» мажоритарной системы»: подводные камни нового Избирательного кодекса

До конца года Верховная Рада может вновь вернуться к Избирательному кодексу, который приняли 7 ноября в первом чтении, причем, по данным «Вестей» случайно.

Депутаты не планировали голосовать за Избирательный кодекс и сами удивились, когда на табло высветилось, что решение принято. Чуть ранее, 29 октября, в некоторых регионах прошли местные выборы, которые показали нынешнюю расстановку сил и то, каким образом сейчас вербуют электорат. «Вести» проанализировали, какая внутриполитическая конъюнктура может иметь место в обозримом будущем. 

Выводы выборов

Передовыми по количеству избранных депутатов стали Днепр, Черников и Луцк. Самыми отстающими — Ужгород, Николаев и Краматорск. Кандидаты, избранные депутатами местных советов, представляют такие политические силы: 

24 декабря местные выборы будут проведены снова.

Отталкиваясь от итогов октябрьских выборов, можно сделать несколько выводов.  

Во-первых, украинцы уже не доверяют никаким политическим силам, будь то провластная или условно оппозиционная партия.  

Для того, чтобы граждане проголосовали для нужных руководству страны кандидатов, было принято решение — выдвигать своих представителей как самовыдвиженцев. В противном случае они бы не прошли.  

Во-вторых, результаты партий власти говорят о том, что даже при низкой электоральной поддержке в реальности, им удается получать относительно неплохие результаты. Это говорит о том, что админресурс в действии и используется по максимуму.  

В-третьих, более-менее набив руку на местных выборах на основании действующего избирательного законодательства, власти совсем невыгодно внедрять новое.

Новинки кодекса

Что из себя представляет принятый в первом чтении избирательный кодекс? В документе есть ряд новинок.

Выдвигать кандидатов на общенациональных выборах сможет только та партия, которая представлена не менее чем в 14 областях страны. Источник: статья 13. 

 

В составе избирательной комиссии могут быть только те граждане, которые прошли предварительную подготовку и получили государственный сертификат. 

Обучать будущих членов комиссий смогут только в учреждениях, получивших на это лицензию.  Лицензирование деятельности проводится Центральной избирательной комиссией (ЦИК). При рассмотрении вопроса о выдаче разрешительного документа ЦИК будет учитывать наличие опыта в подготовке участников выборов. Срок действия государственного сертификата — семь лет. Однако ЦИК имеет право прекратить его действие в любой момент.  

Оплата подготовки претендентов в состав избирательных комиссий осуществляется политическими партиями и физическими лицами, которые проходят подготовку.  

Услуги по обучению членов комиссий будут предоставляться на договорной основе. Источник: статьи 86, 117, 119, 122, 125, 127. 

Электронные средства массовой информации принимают участие в информационном обеспечении выборов.  

Не допускается редакционные или авторские комментарии, позитивные или негативные оценочные суждения относительно кандидатов или партий. Источник: статья 197.  

 

В случае публикации интерактивного опроса в СМИ, участникам передачи запрещается комментировать его результаты.  

Опрос на протяжении всего времени проведения должен сопровождаться сообщением: «Это голосование выражает мнение только этой аудитории». Источник: статья 198.  

 

Партия не может быть спонсором отдельного кандидата. Допускается только полное финансирование кандидата. В противном случае он не сможет представлять политсилу. Источник: статья 200.  

 

Предвыборная агитация снаружи и внутри общественного транспорта, на такси, в помещениях станций метро, на всех возможных вокзалах и аэропортах запрещена.  

Агитация в Интернете не регламентирована. Источник: статья 207.  

 

Выдвижение кандидата осуществляется на съезде. Информация о времени и месте проведения мероприятия должна быть обнародована заранее.  

Если гражданин выдвигается на пост президента, на таком съезде должно присутствовать не менее 200 делегатов. Источник: статья 290.  

Кандидат в президенты Украины должен будет внести залог на спецсчет ЦИК один миллион гривен. Партия — два миллиона гривен. Источник: статьи 292 и 344.  

 

В поддержку своей регистрации кандидат на пост президента Украины должен собрать не менее 300 подписей, в том числе по 15 заявлений в каждом из 23 регионов.  Источник: статья 297.  

 

Выборы депутатов осуществляются на основании пропорциональной системы по избирательным спискам. Мажоритарная система отсутствует.  

В распределении мандатов депутатов принимают те политические силы, которые получили не менее 4% голосов избирателей.  

ЦИК определяет количество голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата — устанавливает избирательную квоту. 

Алгоритм избирательной квоты: делим общее количество голосов по Украине за партии, прошедшие барьер, на количество мандатов.  

Остатки неиспользованных голосов избирателей суммируется и делится поровну между всеми партиями, которые принимают участие в распределении мандатов. Источник: статьи 334, 375, 376.  

 

Партия выдвигает кандидатов в виде единого списка в общегосударственном избирательном округе. Региональной избирательный список должен включать не менее пяти кандидатов. В списке должно обеспечиваться гендерное равенство — в каждой пятерке не менее двух женщин.Источник: статья 341.  

Кодекс будет изменен

Документ был принят Радой случайно, т.к. фракция БПП открыла «свободное голосование» (68 депутатов из 138 проголосовали «за»), а «НФ» дала голоса, как за «выполнение обещаний» — в конце концов, под инициативой стоит фамилия Парубия (56 «за» из 81). Ситуацию для власти не спасло даже то, что депутатские группы «Видродження» и «Воля народа» получили указание не голосовать (всего 3 голоса «за») — ведь ОБ, Батькивщина, РПЛ и Самопомощь дали максимум голосов.

Избирательные правила, прописанные Александром Черненко и Леонидом Емцем (опытные юристы, спецы по избирательным законам) невыгодны власти, которая явно намерена побеждать на выборах-2019 в мажоритарных округах (т.е. заинтересована в сохранении смешанной мажоритарно-пропорциональной системы) и не хочет прохождения небольших политпроектов (т.е. понижение барьера до 4% для нее невыгодно).

Поэтому власть, скорее всего, не допустит голосования за нынешний проект Кодекса во II чтении и будет вносить изменения, «выхолащивая» документ. Тем не менее, для пропрезидентского большинства в новом Кодексе есть выгодные моменты. И, отталкиваясь от документа, можно предположить, что нужно власти для выигрыша на выборах по новому Кодексу. Это:

— Партийные бренды.

Для прохождения в Раду и формирования нового, лояльного, большинства будут раскручивать партбренды вроде «Аграрной партии» и псевдооппозиционной «За життя». Под прохождение сателлитов можно и еще немного снизить барьер.

— Популярные кандидаты.

Новая система с «открытыми списками» будет, по сути, «отрыжкой» мажоритарной системы. В Раду пойдут те, кто прикормит свои регионы.

«Супер-мажоритарка» и админресурс

Одновременно система является «супер-мажоритаркой», т.к. раньше нужно было побеждать в нескольких районах одной области, а теперь — в области в целом (это тот же мажоритарный округ, умноженный на 3-4, распространяющийся на всю территорию области).

Более того, система с 27 мега-округами регионализирует политсилы. Кандидаты от партий, которые пытаются избраться по округам, где их политсилы не доминируют, не будут иметь шансов даже при широкой поддержке избирателей — т.к. в регионе широкую поддержку имеют другие политсилы. Появятся «партия Закарпатья» или «партия Харькова». Это ведет к регионализации и дезинтеграции страны.

Выборы пройдут также по Крымским округам и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей — новое законодательство позволит проводить выборы там. Довыборов не будет (когда депутат по каким-то причинам не может выполнять обязанности на округе).

Если раньше голоса считали на округе, а участкомы отправляли бюллетени в окружком, то теперь подсчет будут вести сразу в областных комиссиях. С одной стороны, это позволит снизить уровень фальсификаций (до сих пор мошенничали в округах, а вот на уровне области это сделать сложнее). С другой — укрупненные округа сложнее контролировать: пространство для маневра сохраняется.

Обязательное обучение членов избиркомов может ещё и увеличить влияние админресурса — ведь так укрупняется контроль над «активом».

Рекордно теплая или морозы до минус 25: Синоптики рассказали о зиме в Украине

«Новая газета»: Плотницкий со свитой покинули ЛНР

В Киеве возрождают группировку, которая держала в страхе весь город

Время новых грехов. Церковь расширила список пороков