Порядок оформления покупки квартиры

Те, кто впервые приобретают жилье, не совсем ясно представляют, как заключается сделка и какие действия необходимо предпринять. В этой статье мы расскажем вам о порядке оформления покупки квартиры и некоторых нюансах процедуры.

Процедура покупки квартиры довольно сложная и требует времени, нервов и денег. А с учетом того, что в Украине часто меняют законы, к приобретению квадратных метров следует хорошенько подготовиться. Что необходимо знать, приобретая апартаменты, какие дополнительные затраты он понесет, заключая сделку, и на какие документы стоит обратить внимание?

Порядок оформления покупки квартиры приблизительно следующий:

Просмотр жилья и внесение задатка.
Проверка документации, предоставленной продавцом.
Вычитка договора купли-продажи недвижимого имущества.
Расчет с продавцом жилья.
Расчет с риэлтером (если сделка оформлялась с его участием).
Расчет с нотариусом.
Уплата всех налогов.
Регистрация права собственности на купленную жилплощадь в БТИ.
Если после осмотра предлагаемой квартиры и знакомства с владельцем, вы твердо решили приобрести это жилье, то подтвердите свои намерения задатком. Как правило, сумма задатка составляет от 1 тысячи долларов. При выдаче задатка необходимо составить предварительный договор купли-продажи (этим обычно занимается риэлтор) недвижимости. В договоре указывается: сумма задатка, стоимость квадратных метров в гривне, срок, к которому необходимо составить и нотариально заверить основной договор купли-продажи, а также срок, до которого продавец должен освободить жилье (обычно это месяц после подписания основного договора) .

Обратите внимание на следующие нюансы:

если вы откажетесь приобретать жилплощадь, задаток в полном объеме остается у продавца; если же продавец возьмет задаток, но передумает продавать апартаменты, он должен выплатить вам сумму в размере двух задатков;
в предварительном, как и в основном договоре купли-продажи квартиры, стоимость имущества указывают в гривне; если цена указана в долларах, то нужно сразу договориться с продавцом, по какому курсу вы проведете перерасчет.
Итак, задаток внесен. Теперь необходимо обратиться к нотариусу, который проверит наличие всех документов у обеих сторон и составит договор. Вы получите свой вариант для ознакомления, внесения корректировок и пометок, а также обсуждения спорных моментов. После согласования всех моментов нотариус распечатывает исправленный документ на специальном бланке в двух экземплярах: один предназначен для вас, а другой остается в архиве нотариуса. Вы и продавец ставите свои подписи на каждом экземпляре договора купли-продажи квартиры.

Следующий этап — расчет с продавцом. Обратите внимание, что с 1 сентября 2013 года сделка купли-продажи жилья стоимостью больше 150 тысяч гривен проводится по безналичному расчету. Поэтому вы должны отправиться с продавцом в банк (лучше выбрать отделение рядом с конторой нотариуса), предоставляете сотруднику банка номер договора купли-продажи и сумму, за которую приобретаете жилье. За такую услугу банк взимает комиссию. Подтверждением перечисления денег служит квитанция.

После расчета с продавцом и нотариусом вы и продавец должны поставить свои подписи в Книге Государственной Регистрации у нотариуса. В конце сделки нотариус должен выдать вам следующие документы: оригинал договора купли-продажи квартиры на специальном бланке, нотариально заверенную копию договора купли-продажи жилья, а также свидетельство о регистрации собственности в специальном реестре у нотариуса.

Обратите внимание! Вы, как покупатель недвижимости, должны оплатить сбор на обязательное пенсионное страхование (1% от общей цены квартиры, указанной в договоре) и услугу предоставления справки об отсутствии налогового залога.

Итак, сделка купли-продажи квадратных метров завершена. Теперь, чтобы стать полноправным владельцем апартаментов, вам необходимо зарегистрировать свое право собственности в БТИ (Бюро технической инвентаризации).

Список объектов недвижимого имущества, которые подлежат обязательной государственной регистрации:

жилые дома, расположенные на земельных участках под отдельным порядковым номером на площади, улице, переулке и т. д.;
квартиры в многоквартирных домах;
дачи, гаражи, нежилые дома, садовые домики, строения хозяйственного, производственного, социально-бытового и другого назначения, расположенные на отдельном земельном участке;
нежилые помещения, встроенные в жилые здания и являющиеся их частью.
Вспомогательные строения, которые относятся к объектам, указанным выше, регистрируют в составе этих объектов. Государственной регистрации подлежат все здания, которые являются достроенными и введенными в эксплуатацию, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности.