Предупреждение ожогов обслуживающего персонала

В некоторых технологических процессах дорожного строительства применяют пар, например для пропаривания бетонных изделий, разогрева битума в бигумохранилищах. Для оборудования паросиловых установок используют передвижные или стационарные локомобили, а также вертикальные водотрубные котлы системы Шухова. Передвижные локомобили имеют мощность 30-120 л. с, а стационарные — от 20 до 200 л. с. Давление пара в котле локомобиля достигает 10-12 кГ/см2. Вертикальные паровые котлы системы Шухова имеют рабочее давление 8 кПсм2, поверхность нагрева от 10 до 35 м2 и паропроизводительность при естественной тяге 18 кГ/м2 в 1 ч. При установке на фундамент котел поднимают грузоподъемными механизмами — домкратами, талями. По мере подъема под котел подводят клетки, достаточно прочные для удержания его при обрыве троса или неисправности лебедки. При подъеме котлов и других тяжеловесных грузов запрещается прикреплять грузоподъемные механизмы к строительным конструкциям здания котельной. Главную опасность при эксплуатации парового котла представляет его взрыв. При этом происходит мгновенное выравнивание давления внутри котла с внешним атмосферным давлением.

В момент разрыва стенок котла перегретая вода, выходя наружу, моментально превращается в пар, что может привести к тяжелым травмам обслуживающего персонала, пожару и разрушению помещения котельной и самой котловой установки. Основной причиной взрыва котла является недостаток в нем воды. При этом поверхность барабана котла и труб сильно накаляется, вследствие чего появляются отдулины и происходит разрыв стенок. Недостаток воды в котле может быть из-за неправильных показаний водо-указательных стекол, невнимательности машиниста, неисправности спускных и продувочных вентилей, а также при неисправной работе питательных приборов (насосов).