Преимущества трения качения

Преимущества трения качения были установлены в глубокой древности. Шары, как тела качения, применялись в Китае еще 4000 лет назад. В древнем Египте при доставке из каменоломен громадных каменных глыб, применявшихся для постройки пирамид и памятников, использовались деревянные цилиндрические катки.

В средние века Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) предложил конструкцию опоры с роликами, вращающимися на неподвижно закреплённых цапфах, которую можно рассматривать как прототип современного роликоподшипника. Известный математик Лейбниц (1646-1716 гг.) составил первую серьёзную теоретическую работу о трении скольжения и трении качения.

Преимущества трения качения к концу средних веков были совершенно очевидны для учёных и техников того времени, но низкий уровень техники не позволил широко реализовать и применить на практике имевшиеся у них идеи. Примеры использования шаров из чугуна и бронзы, а также специальных желобов для их качения весьма нередки в технике XVIII и XIX веков.

Обычно ими пользовались при перевозке на сравнительно небольшие расстояния очень крупных грузов, глыб мрамора и т д..