Сложные условия работы

В современном строительстве автодорожных мостов широко применяют сборные железобетонные конструкции устоев. В отличие от промежуточных опор сборные устои членят преимущественно на вертикальные монтажные блоки, так как несимметричное очертание береговых опор затрудняет стандартизацию блоков с горизонтальными швами. Конструкция сборного обсыпного устоя высотой 10 м с вертикальными монтажными элементами. Устой состоит из пяти стенок трапецеидального очертания толщиной по 35 см. Стенки расположены на расстоянии 2,25 м. Внизу они заделаны в гнездах фундаментной плиты, вверху связаны насадкой толщиной 60 см. Насадка разбита на два монтажных блока. На насадку устанавливают шкафную часть из подферменной плиты и шкафной стенки. Шкафная часть разрезана вертикальными швами на пять блоков. В состав крайних блоков включены откосные крылья. Все конструкции выполнены из бетона марки 200, наибольший вес монтажного элемента 17,75 т. Дальнейшее облегчение береговых опор достигается устройством козловых устоев, в которых стенки заменены стоиками. Этот тип опор разработан для железобетонных пролетных строений пролетом до 42 м при высоте насыпи от 4 до 10 м. Козловой устой состоит из двух рядов стоек сечением 35X Х35 см, расположенных под балками пролетных строений. Наружные стойки поставлены с наклоном 2,5: 1. Стойки заделаны в надфундаментные подушки, разрезанные на монтажные блоки размером 1,6X1,4X1,2 м. Насадка составлена из двух элементов, стыкуемых по оси опоры.

На насадку устанавливают три блока шкафной стенки. Крайние блоки включают и откосные крылья. Козловый устой может быть осуществлен из свай, один ряд которых забивают наклонно. В свайных козловых устоях отсутствует фундаментная подушка. Однако точная забивка свай, особенно наклонных, сложна и требует специального оборудования. При невысоких насыпях устои иногда делают из одних вертикальных свай.