Упорное действие подшипника

Работа опорного и опорно-упорного вкладышей основана на теории жидкостного трения, по которой: а) масляный зазор между вкладышем и шейкой вала, а также колодками и упорным гребнем должен иметь клиновидную форму; б) масло соответствующей вязкости должно заполнять зазор и подаваться непрерывно в необходимом количестве; в) скорость движений одной из поверхностей относительно другой должна быть такой, чтобы в масляном клине создавалось внутреннее давление; г) масло должно полностью разделять собой внутреннюю поверхность вкладыша и поверхность шейки вала, а также поверхности колодок и упорного гребня. Для выполнения этих условий диаметр цапф вала выполняется меньше диаметра расточки вкладыша на величину зазора, которая для быстроходных машин рекомендуется в пределах от 0,18 до 0,25% от диаметра цапфы.

Тогда цапфы вала, уложенные во вкладыши, займут относительно него эксцентричное положение, в результате которого между ними в нижней части цапф вала в состоянии покоя образуется клиновидный зазор, удовлетворяющий требованиям жидкостного трения. Во время работы с увеличением числа оборотов вала в зазоре развивается гидродинамическое давление масляного слоя, под действием которого, в конечном итоге, цапфа вала приподнимается и разделяется масляным слоем, действующим во все время работы машины, если этому не препятствуют какие-либо ненормальности в работе подшипника.

В упорном подшипнике имеет место такое же явление.

При вращении вала каждая колодка имеет возможность слегка повернуться относительно своей оси поворота таким образом, что между поверхностями упорного гребня и колодок образуется клиновидный зазор с вершиной клина, направленной в сторону вращения вала.