Упорные шариковые подшипники

С повышением требований к точности вращения конических роликоподшипников правильное сопряжение конических поверхностей приобретает ещё большее значение. Придание выпуклой формы внутренней поверхности наружного кольца способствует более равномерному распределению нагрузки на ролики и образованию так называемого локализованного контакта между рабочими поверхностями колец и конических роликов.

Под действием нагрузки конические ролики прижимаются своими широкими торцами к опорному заплечику (буртику) внутреннего кольца. Для уменьшения возникающего при этом напряжения, а также трения скольжения торцы конических роликов и рабочая поверхность буртика внутреннего кольца должны быть точно сопряжены.

Это условие создаёт повышенные требования к точности обработки, вызывающие в свою очередь технологические затруднения. Опорная поверхность конического ролика, называемая базой, может иметь различную форму, а именно: а) коническую; в этом случае угол наклона образующей торца к линии, перпендикулярной оси ролика, в подшипниках колеблется от 15° до 25°; б) плоскую, когда поверхность торца перпендикулярна оси ролика; в) сферическую, при которой поверхность торца образована сферической поверхностью, центр кривизны которой должен совпадать с осью ролика.