Выбор наиболее экономичного решения

Выбор наиболее экономичного решения проекта городской дороги возможен только при разработке нескольких вариантов. Типовые конструкции дорожных одежд, составлены на основе опыта устройства дорожных одежд при различных условиях движения. При назначении конструкции дорожной одежды, в соответствии с этой таблицей, желательно проверить прочность одежды, руководствуясь излагаемыми ниже теоретическими способами расчета. При этом необходимо иметь в виду, что верхний слой покрытия (слой износа) в расчете не учитывается, а назначается по конструктивным соображениям. Дорожная одежда подвергается воздействию ряда внешних сил, слагающихся из вертикального давления, горизонтальных сил, вызываемых торможением и тяговым усилием на ведущих колесах и боковыми силами на кривых, из истирающего воздействия пробуксовывающих пневматических шин и вихревого движения воздуха сзади автомобиля. Вертикальное давление колес при движении отличается от их статического давления. Величина динамического воздействия колес зависит от скорости движения, наличия неровностей на покрытии и степени жесткости шин и одежды. Опыты и теоретические исследования показывают, что при возрастании скорости движения происходят одновременно два явления; а) увеличивается давление колеса на покрытие при наездах на неровности, в том числе на крышки колодцев подземных сетей; б) уменьшается напряжение в грунте при кратковременном воздействии нагрузки. Влияние этих процессов противоположно, и поэтому расчет толщины дорожной одежды ведется на статическую нагрузку.

Для расчета дорожных одежд необходимо знать нагрузки от транспорта на дорогу и частоту их приложения. Очевидно, известное значение имеет вибрация дорожных одежд и особенно подстилающего грунта от движения автомобилей, однако механизм воздействия напряжений, возникающих при вибрации, до сих пор еще детально не изучен.