Защита подземных сетей от коррозии

Коррозийные процессы возникают под влиянием агрессивного воздействия грунтов, грунтовых вод и блуждающих токов. В обоих случаях коррозия объясняется электрическими явлениями. В грунте кроме микроэлементов возникают макроэлементы, их образование обусловлено структурной неоднородностью грунта, различным химическим его составом, неодинаковым содержанием влаги и различной степенью аэрации отдельных участков. Зависимость между агрессивностью грунта и его воздухонепроницаемостью установить не удается. Воздействие влажности грунта на коррозийность также протекает сложно. Бесспорно влажность влияет на коррозийность, с ее повышением агрессивность грунта возрастает. Но после определенного критического значения влажности агрессивность уменьшается из-за уменьшения доступа кислорода. Процесс коррозии проявляется особенно резко при одновременном действии агрессивных грунтовых условий и блуждающих электротоков.

Блуждающие токи, действующие одновременно с почвенной коррозией, значительно ее ускоряют, и повреждение конструкции может наступить сравнительно быстро, иногда даже через несколько месяцев ее эксплуатации. Основной источник появления блуждающих токов в грунте на территории города — электрифицированные железные дороги при плохо изолированной рельсовой сети. Как известно, отвод отработанных токов на подстанцию, питающую электрифицированные железные дороги, в частности трамвайную сеть, осуществляется по рельсам. Нарушение контактов в рельсовой сети влечет за собой потерю части электротоков, перемещение их в грунт и на металлические проводники (сети труб и кабели). Такие токи называют блуждающими.

Металлические подземные сети подвергаются разрушению главным образом в местах выхода этих токов, где электрокоррозия металла ведет к постепенному уменьшению толщины стенок трубы или брони кабелей. Распространение блуждающих токов вызвано разрывом цепи в стыке рельсов. Эта причина в большинстве случаев основная, но не единственная. Обратный ток с рельса электрифицированных путей может сойти в грунт при достаточной его влажности в месте опирания подошвы рельса.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: